В азартных играх часто любят говорить, что новичкам везет. Увы, в такой тонкой и требующей специфических знаний отрасли сельского хозяйства, как пчеловодство, первопроходцам без базовых экономических знаний, увы, путь заказан. Мы расскажем вам о том, как избежать наиболее распространенных ошибок начинающих аграриев.

Сколько зарабатывает – столько и стоит

То, о чем пойдет речь – не уникальные инструменты развития пчеловодства, а в целом фундаментальные принципы ведения сельского хозяйства. Они требуют четкого следования, в противном случае, нарушение базовых норм аграрного бизнеса легко приведет к краху всей модели. С чего начать создание пасеки? В первую очередь, определите желаемый срок окупаемости инвестиций – например, пять лет. Далее определите примерный объем производства продуктов пчеловодства и годовой выручки, исходя из того, сколько у вас земли, пчелиных семей, работников, первоначального фонда, оборудования и так далее.

Обычно в Казахстане стоимость эффективно работающего бизнеса равна примерно годовому объему выручки, то есть предприятие, зарабатывающее условно 100 млн тенге, примерно столько и стоит. Конечно, есть разные методы оценки, и разные случаи, например, когда под рукой – очень хорошие и большие луга, и, наоборот, когда пчелы имеют проблемы с поиском цветущих растений. Мы говорим об общем случае.

Итак, если вы хотите окупиться за пять лет, то ваши инвестиции, включая кредиты, должны быть примерно равны годовой выручке, а чистая ежегодная прибыль должна стать до 20% от объема выручки. Тогда эта прибыль позволит вам вернуть вложенные средства, а за счет амортизации (это часть выручки, направляемой на восстановление основных средств) поддерживать бизнес в работающем состоянии даже после завершения срока окупаемости.

В текущих расходах желательно закладывать 10-процентный резерв. Если вашему хозяйству необходимы, например, дополнительные семьи, улья или техника, то имейте дополнительные средства на несколько месяцев больше, чем необходимо, например, для того, чтобы пройти одну зиму. Опытные фермеры имеют запас необходимых ресурсов для ведения бизнеса сразу до одного года.

Медовые реки потекут не сразу

Немаловажный фактор: ветеринария и фитосанитария должны стоять во главе угла. Есть случаи, когда предприниматели, начав бизнес, закрывали его из-за болезней пчел и растений. Очень легко заразить животных, если ваши сотрудники, посетители будут приносить болезни буквально на подошвах своей обуви.

Поэтому перед входом на любую или пасеку делают специальные ванны для обуви, заставляют ее менять, даже запрещают сотрудникам самим содержать аналогичных животных. Более того, можно по неосторожности купить, например, пчел, уже зараженных вирусом, которых невозможно вылечить.

Финансовую модель лучше рассчитывать без учета субсидий, потому что обычно они идут бонусом. Кроме того, субсидии – ресурс ограниченный, их на всех часто не хватает, так что подумайте заранее об оформлении всех документов на их получение.

Банки также обычно рассматривают бизнес-планы без учета субсидий. Они часто ставят условие, например, чтобы бонитет земли был не менее 12 или 20. Еще важно помнить, что все аграрные хозяйства требуют водоснабжения, нужны колодцы, скважины, каналы, реки и так далее в пределах доступности. Земля и вода – важнейшие ресурсы.

Медовые реки "не польются" в ваши кошельки моментально. Будьте готовы вначале кормить свой пчелиный бизнес год или даже два прежде, чем он будет кормить вас.

Задача – дойти до покупателей

Что касается маркетинга, то многие начинающие пчеловоды допускают распространенную ошибку. Они очень подробно и с большим интересом занимаются производственной стороной вопроса – техника, технология, сорта и так далее, но при этом забывают о продвижении товара. А ведь необходимо дойти до потенциальных покупателей, выяснить их требования к качеству продуктов пчеловодства, размерам партий, срокам поставок, условиям оплаты.

Например, при продаже продукции нужно получать ветеринарные и фитосанитарные сертификаты, при экспорте – сертификаты происхождения, часто используются сертификаты инспекционных компаний (сертификат качества, паспорт качества, подтверждения международных стандартов в зависимости от страны экспорта).

Если бесплатно получить сертификаты на качество продукции в государственных лабораториях, то при их продаже цена будет гораздо выше, так как оптовых покупателей, особенно за рубежом, волнует соблюдение всех технологических стандартов.

Используйте также аккредитивы и гарантии, которые защитят вас от мошенников при безналичных расчетах (возможна неуплата за поставку продукции), особенно это необходимо при расчетах с новыми зарубежными партнерами. Аккредитив работает в общем виде так: банк получает сумму стоимости вашей продукции от покупателя, затем банк замораживает данную сумму на счете аккредитива и только при предоставлении вами документов, подтверждающих передачу товара, производится оплата.

На разных стадиях производства применяется также система гарантий. Существуют гарантии на стадиях производства, поставки товара и платежа. Аккредитивы и гарантии предоставляются всеми крупными казахстанскими банками.

Габит НУРАДИЛ,

эксперт по пчеловодству

 

0 КОММЕНТАРИЕВ

    Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

    Рекомендуем